Что нужно для получения лицензии ФСТЭК
sizportal.ru
Поставщики и производители СИЗ
121 просмотров

Что нужно для получения лицензии ФСТЭК

Субъекты хозяйствования, работающие в сфере технической защиты и обеспечения безопасности конфиденциальных данных, обязаны получать специальное разрешение на осуществление деятельности от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Это требование регламентировано Федеральным законом номер 99-ФЗ, который устанавливает порядок и правила выдачи лицензий. Чтобы получить разрешение, соискателю предстоит собрать внушительный пакет документов и пройти несколько этапов регистрационных процедур.

Что потребуется для получения специального разрешения ФСТЭК?

В соответствии с Постановлением Правительства России от 3 февраля 2012 за номером 79, инструкция для получения лицензии выглядит следующим образом:

  • Соискатель подает во ФСТЭК заявление, оформленное в строгом соответствии с разработанной формой.
  • На его рассмотрение отводится 3 рабочих дня. При наличии ошибок об этом уведомляется подающая сторона. На устранение недочетов в заявлении у соискателя есть 30 дней.
  • Если проблем с корректным заполнением заявления не возникло, то не позднее 5 дней с момента принятия лицензирующий орган проводит проверку на полноту содержания дополнительных документов. Обычно пакет включает документацию на 2 или даже 3 сотни страниц.
  • При наличии неточностей ФСТЭК не принимает заявление и предоставляет 30 дней на наведения порядка в документах.
  • Как только комплект предоставленных документов проверен, собран в полном объеме, в течение 45 дней принимается решение о выдаче лицензии. При отказе должна последовать мотивационная часть с приведением аргументов, почему специальное разрешение не может быть выдано.

Несмотря на простоту описанного выше алгоритма, на практике получение лицензии ФСТЭК сопровождается рядом серьезных трудностей. Орган по лицензированию единственный в России, и расположен он в Москве. Заявление рассматривают всего несколько чиновников, при этом число желающих получить специальное разрешение увеличивается ежегодно.

Даже с учетом того, что ФСТЭК проводит консультации по телефону, график такого рода приемов слишком неудобный. На звонки отвечают дважды в неделю по паре часов. На обслуживание одного соискателя отводится около 5 минут. За это время решить многие проблемы или просто получить исчерпывающие ответы на отдельные вопросы невозможно. Возникает недопонимание в нюансах лицензирования, регламентированные сроки получения разрешения смещаются в большую сторону.

С какими проблемами обычно сталкиваются соискатели лицензии

Для получения разрешения на некоторые виды деятельности потребуется приложить около полутора десятков дополнительных документов, в том числе и на:

  • ПО и средства автоматизации;
  • помещения для конфиденциальных переговоров и обмена информацией с ограниченным доступом;
  • допуски к гостайне и конфиденциальным данным;
  • оборудование, заключение о результатах его поверки, а также права владения как собственностью или арендованным имуществом.

Кроме этого понадобятся копии:

  • трудовых книжек, дипломов об образовании персонала;
  • договоров подряда;
  • документации описательной части используемых технологий по обработке конфиденциальных сведений;
  • учредительных документов юридического лица, если лицензию предстоит получить впервые.

С какими проблемами обычно сталкиваются соискатели лицензии?

Компании встречаются с 3 препятствиями:

  • Для аттестации помещений, систем автоматизации необходимо располагать специализированным оборудованием либо арендовать его. Цена комплекта может сильно варьироваться для организаций разного масштаба, но в среднем она составляет около 1 млн. рублей. Часто оказывается так, что при уже купленном оборудовании заявление на получение лицензии подается в тот момент, когда срок действия сертификатов о поверке подходит к концу – ведь они выдаются на 1 год. Есть вариант аренды оборудования, но для этого необходимо провести оформление особым образом. Время от времени потребуется подтверждать тот, факт что оборудование действительно используется заявителем на правах аренды. Для этого придется заключать дополнительные соглашения с фактическим собственником. Еще один недостаток схемы с арендным оборудованием в том, что лицензирующий орган с высокой долей вероятности может отказать в выдаче специального решения из-за неверно оформленных договоров между собственником и арендатором.
  • Если соискатель использует в своей деятельности помещения, арендованные у субарендатора, потребуется комплект документов по всей цепочке до самого владельца. Необходимо, чтобы фактические номера помещений полностью соответствовали кадастровым для однозначной идентификации по документам.
  • Сотрудники компании-соискателя лицензии должны иметь дипломы о профильном образовании в сфере защиты информации со стажем работы от 3 лет либо пройти соответствующую переподготовку с технических специальностей и проработать в сфере не менее 5 лет. Количество сотрудников – как минимум 3 человека. У соискателя они должны иметь основное место работы.

Как быстрее получить разрешение и избежать многих проблем?

В процессе лицензирования рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • если для избранного направления хозяйственно-экономической деятельности обязательно наличие оборудования, его лучше приобретать в собственность, а не арендовать;
  • отслеживать изменения в законодательстве, содержать документы в надлежащем состоянии, обновлять материальную базу, докупать необходимое оборудование, которое соответствует актуальным требованиям ФСТЭК и последним стандартам;
  • располагать актуальными лицензиями антивирусных, контрольно-измерительных программ;
  • своевременно проходить переаттестацию помещений, систем автоматизации – срок действия аттестатов в зависимости от видов составляет от 1 года до 3 лет.

Как проходят процессы получения лицензии и плановые проверки?

При первом оформлении специального разрешения взаимодействие между лицензирующим органом ФСТЭК и соискателями осуществляется дистанционно. Документы передаются по интернету, а переговоры ведутся по телефону. Через 3 года для компании с лицензией предусмотрена плановая проверка. Чиновники из ФСТЭК контролируют, действительно ли субъект осуществляет лицензируемую деятельность в заявленных помещениях с использованием того же оборудования и кадрового состава, которые были упомянуты в заявлении на получение лицензии. Проверяющие в праве запросить аттестаты, если они предусмотрены при осуществлении некоторых видов деятельности.

Внеплановые проверки могут быть назначены ранее, чем через 3 года после выдачи специального разрешения. Основания для проверок такого рода – подозрения лицензирующего органа на нарушения по поступающим заявлениям граждан, юрлиц. Внеплановую проверку могут назначить органы прокуратуры и суд.

Во сколько обойдется решение вопроса с лицензией?

Государственная пошлина за получение лицензии ФСТЭК по направлениям деятельности в сфере технической защиты конфиденциальных данных с 2015 – 7,5 тыс. рублей. Госпошлина за продление – 3,5 тыс. рублей. Это минимальные затраты на всю обширную процедуру лицензирования. Помимо собственно лицензии, необходимо также пройти платную аттестацию помещений с предварительной подготовкой документов. Услуги удобнее заказать у лицензиатов ведомства ФСТЭК, получить от них первичную консультацию и помощь при:

  • аттестации;
  • выборе оборудования, программного обеспечения;
  • покупке ГОСТов и прав на них;
  • аренде помещений, оборудования;
  • оформлении сотрудников в штат;
  • заполнении и подаче заявления.

Поделись с друзьями:

Оценка статьи

Общая оценка
Ваша оценка

Отзывы

Никто пока не оставил ни одного отзыва. Вы можете стать первым